Описание санитарно гигиенических норм и требований

4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах

4.2.1. Предельно допустимые
выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются
территориальными органами специально уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам
и согласованного с органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

4.2.2. При разработке
предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника
учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих,
определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов
рассматриваемого объекта.

Существующее загрязнение
атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению
предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или
определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке.
Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем,
и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном
порядке.

4.2.3. Проекты нормативов
предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный
том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти
санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их
санитарным правилам.

4.2.4. Для проведения
экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:

· инвентаризационный перечень стационарных
источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из
них;

· предложения по нормативам предельно
допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;

· план мероприятий по достижению предельно
допустимых выбросов;

· способ учета фоновых концентраций;

· результаты прогнозных расчетов (при
необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения
предельно допустимого выброса;

· ситуационный план с изолиниями концентраций
на каждый этап достижения ПДВ.

4.2.5. Проекты нормативов
ПДВ по отдельным объектам могут быть включены в сводный том только после
доработки материалов в соответствии с замечаниями санитарно-эпидемиологического
заключения.

4.2.6. В случае
невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры
и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем
изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования
предприятия.

4.2.7. В плане мероприятий
по достижению ПДВ запрещается превышение существующего выброса вредных веществ
на отдельных этапах достижения ПДВ.

4.2.8. При наличии данных о
неблагоприятном влиянии выбросов объекта, в период достижения ПДВ, на здоровье
населения, проживающего в зоне его влияния, юридическое лицо обязано возместить
ущерб, причиненный этим влиянием здоровью населения (ст. 57 Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

5. Требования к организации производственного лабораторного
контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест

Какую воду можно пить в школе

Общеобразовательные заведения оборудуют системами водоснабжения для хозяйственно-питьевых и противопожарных целей. Одновременно с водоснабжением должна действовать центральная канализация, а при отсутствии таковой необходимо оборудовать местные очистные сооружения или биотуалеты.

В соответствии с гигиеническими требованиями вода для питья используется из центрального водопровода после обработки методом кипячения или фильтрации. При отсутствии централизованного водоснабжения для обеспечения питьевого режима используют бутилированную воду, качество и безопасность которой подтверждены соответствующими документами

При организации питьевого режима с бутилированной водой важно обеспечить достаточное количество чистой посуды для учащихся. Разрешается использовать стеклянные и фаянсовые чашки в столовой, а в классах и кабинетах – одноразовые пластиковые или бумажные стаканчики

Рядом с бутылью устанавливается напольный контейнер для сбора использованной посуды.

Доступ учащихся к питьевой воде должен быть свободным и во время уроков, и во время перемен. В лаборантских, мастерских, подсобных помещениях, кабинетах физики, биологии и химии, медицинском кабинете, столовой и комнатах для гигиенических нужд к умывальным раковинам подводят обязательно холодную и горячую воду (не выше 60 °C).

Предписания для душевых помещений на предприятии

Реестр санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора

Количество душевых кабин на производстве определяется санитарными параметрами производства из соображений 3 кабинки на смену из 5-10 человек. По правилам не следует располагать души и раздевалки возле внешних стен построек, чтобы не возникал конденсат. Во всех санитарных помещениях необходима:

  • облицовка стенок и перегородок водонепроницаемыми материалами на высоту 3 м;
  • покраска потолка влагоустойчивой краской;
  • покрытие пола водостойкой плиткой.


Душ

Требования к душевым помещениям на предприятии соотносятся с характером выпускаемой продукции и условиями работы.

Умывальники с холодной и горячей водой и ванны для мытья ног обычно организуют в обособленных помещениях, однако допустимо в гардеробных.

Дополнительная информация. При образовании в процессе работы сильного загрязнения предусматриваются приспособления для мойки рук спецсредствами в расчете 1 установка на 40 работников.

Туалеты на производстве проектируют согласно санитарным нормам в пределах 75 м от мест работы, на территории завода или фабрики – до 150 м. На 30 мужчин или 15 женщин должен быть 1 унитаз, на 100 человек положена персональная кабинка. Если в смене работает больше 15 женщин, рекомендуется рядом с уборными организовать для них в структуре бытовок гигиенический кабинет.


Умывальня

Требования гигиенических правил по уборке мусора

Когда в доме проектом предусмотрен мусоропровод, его люки располагаются на лестничных клетках, на площадке, расположенной между этажами. Требования сантехнических правил к крышкам люков: плотное прилегание, наличие резиновых прокладок. Общий мусоропровод подъезда располагается отдельно, не сопрягаясь со стенами жилых квартир.

Мусоропровод должен обслуживаться эксплуатирующей компанией, своевременно очищаться, быть исправен, с ним проводятся мероприятия дезинфекции, дезинсекции.

Камера, в которую поступает мусор по мусоропроводу, оборудуется водопроводом, канализацией. Она должна оборудоваться отдельным каналом вытяжки. Камера должна находиться постоянно в исправном состоянии, входить в нее надо отдельно от входа в подъезд, дверь должна иметь уплотнительное обрамление.

Нельзя делать мусороприемные камеры под жилыми помещениями, они не должны иметь смежных стен. Ежедневно контейнеры с мусором должны вывозиться из приемной камеры.

Специальная площадка для сбора мусорных контейнеров располагается на придомовой территории. У нее должно быть твердое покрытие (асфальт, бетон), ограничения по периметру из бордюра с кустарником. Обязательно оборудуется подъезд на площадку специальной техники для вывоза мусора.

Размеры хозяйственной площадки рассчитываются из числа мусорных контейнеров, по одному на подъезд, но не больше 5 штук. Расстояние расположения хозяйственной площадки от детской игровой площадки, мест отдыха жильцов, спортивных площадок, не ближе 20 метров, но не дальше 100 метров.

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ МО

Санитарные правила к зданиям МО, предъявляются не только на этапе проектирования или в ходе осуществления ремонта или перепланировок. Санитарно-эпидемиологические требования законодательством установлены к зданиям и помещениям МО и в процессе их эксплуатации. Так СП 319.1325800.2017 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации» (далее СП 319.1325800.2017) устанавливает требования, предъявляемые к зданиям и помещениям медицинских организаций различного функционального назначения в условиях их нормальной эксплуатации.

Ответственность за эксплуатацию и своевременный ремонт зданий и помещений медицинских организаций возлагается на собственника здания или на лицо, которое владеет зданием или помещением на законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа МСУ установлена ответственность этого лица за эксплуатацию здания или помещения (п. 6.2. СП 319.1325800.2017).

Любая МО правомочна создавать в своей структуре службу по эксплуатации здания и помещений с возложением на данную службу ответственности за эксплуатацию. Другим возможным вариантом по организации контроля по соблюдению санитарных требований в ходе эксплуатации зданий МО является заключение гражданско-правового договора МО со сторонней специализированной организацией, которая будет оказывать услуги по обеспечению комплексной технической эксплуатации здания или группы зданий, обладающей необходимыми для этого персоналом и материальными ресурсами (п 8.2 СП 319.1325800.2017).

На службу эксплуатации, как правило, возлагается обязанность по обеспечению в своей деятельности соблюдения требований проектной документации, разрабатываемой как на новое строительство, так и на реконструкцию и капитальный ремонт в течение всего периода эксплуатации.

Согласно п. 5.2. СП 319.1325800.2017 в процессе эксплуатации зданий и помещений медицинских организаций в течение всего срока службы в них должны быть обеспечены требования механической и пожарной безопасности, функциональной пригодности, безопасности условий пребывания для пациентов и медицинского персонала, безопасности уровня воздействия на окружающую среду, для чего должны соблюдаться помимо требований СП 319.1325800.2017, также требования, установленные в СП 255.1325800, ГОСТ 27751.

В целом, санитарно-эпидемиологические требования, закрепленные в СП 319.1325800.2017, сводятся к установлению для МО обязанности иметь в наличии:

  • современное медицинское оборудование;
  • инженерное оборудование с системами специальной вентиляции для помещений с заданным классом чистоты воздуха;
  • системы медицинского газоснабжения с внешней и внутренней разводкой трубопроводов подачи кислорода, закиси азота и др.;
  • отделения с влажным и мокрым режимами эксплуатации строительных конструкций (лечебные бассейны, водолечебницы, грязелечебницы, помещения сероводородных и радоновых ванн и др.);
  • инфекционные отделения с требованиями по их зонированию, с систематическим проведением дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;
  • помещения радиотерапевтических и радиологических отделений.

Для нормального функционирования зданий и помещений медицинских организаций должны выполняться требования к отоплению, вентиляции, параметрам микроклимата и воздушной среды, установленные СанПиН 2.1.3.2630 в соответствии с их функциональным назначением и особенностями режимов эксплуатации.

Важно также учитывать руководству МО, что замена или модернизация медицинского оборудования, вызывающая изменение значений, действующих на несущие конструкции нагрузок, вида и степени агрессивного на них воздействия, проведение работ по демонтажу оборудования, переналадке технологических коммуникаций осуществляется только исключительно на основании соответствующих проектов

Гигиенические нормы и условия труда

На рабочем месте на человека действует целый ряд факторов, в зависимости от которых классифицируются условия труда, и в соответствии с чем регламентируются гигиенические нормы и требования к рабочему месту. Для поддержания порядка на рабочем месте используются методики, соответствующие им.

Оптимальные условия для труда

К ним относятся условия, при которых удобно работать, нет вредных воздействий на человека или от них легко защититься. К ним относятся офисы, школы и другие помещения, где созданы комфортные состояния.

Важно! К оптимальным условиям относится удобный график работы, наличие служебного помещения для отдыха, возможность перерыва на обед

Допустимые условия

Санитарно-гигиенические правила определяют допустимые условия как те, в которых вредность соответствует нормативам. Непосредственного взаимодействия с вредными факторами нет, или оно происходит при надёжной защите. Часть работы или вся она происходит на улице или в транспорте, имеет место ненормированный рабочий день или изменённая рабочая неделя, в процессе требуется управлять автомобилем, но не больше часа подряд, физический труд. Также к допустимым условиям относятся ситуации, где человек вынужден работать стоя на ногах (парикмахерская, магазин). От работодателя требуется обеспечение спецодежды для работников, комнат отдыха, при необходимости — СИЗ.

Вредные и экстремальные условия

Вредными считаются особенности работы, которые могут сказаться на состоянии здоровья при длительном контакте. Есть непосредственное взаимодействие с ядовитыми веществами или излучениями, но их вред для организма обратим. К вредностям относится работа водителя, медицинских работников, рабочих в горячих цехах и т. д.

Средства защиты обязательны

При вредных условиях труда по СанПиН положены дополнительные дни отпуска, обеспечение молочной продукцией «за вредность», дополнительные медосмотры. В них нельзя работать беременным женщинам, несовершеннолетним и инвалидам. Работникам должны выдаваться средства защиты — каски, перчатки, респираторы для очистки воздуха и т. д.

Важно! Условия, в которых организм подвергается риску необратимых повреждений, называют экстремальными. Это работа при сильном шуме, вибрации, взаимодействие с источниками радиации, токсинов, работа пожарных, спасателей

Воздушно-тепловой режим

Гигиенические требования к микроклимату школьных помещений зависят от типа остекления, ориентации окон, количества отопительных приборов, наличия вентиляции. Оптимальная температура в классах должна находиться в пределах 21-22 °C, а в спортивном зале – на уровне 15-17 °C. Подходящий уровень относительной влажности воздуха в помещении составляет 40-60 %.

В качестве приборов отопления используются радиаторы или трубчатые нагревательные конструкции. Максимальная температура их поверхности – 80 °C. Чтобы не допустить ожоговых повреждений учеников, отопительные системы ограждают съемными решетками.

Помимо отопления не менее значимым является обустройство вытяжной вентиляции. Администрация школьного учреждения ответственна за проведение очистки вентиляционного канала не реже двух раз в течение года. Для обеспечения естественной вентиляции окна здания оснащаются фрамугами и форточками, которые должны функционировать в любое время года. Система гигиенических требований по ФГОС предусматривает необходимость обязательного проветривания учебных классов и кабинетов во время перемен. Перед началом уроков и после занятий, при полном отсутствии учащихся, осуществляется сквозное проветривание, длительность которого зависит от погодных условий.

Как оборудовать рабочие места

Как правильно разместить санитарные или бытовые помещения, если они приближены к рабочим участкам.

Об оборудовании мест работающих:

  • Всего существуют четыре группы производственных процессов, в зависимости от характеристик условий работы. Первые протекают без пыли и повышенного уровня пыли и загазованности. Вторые протекают с выделением пыльных веществ. При третьих фактор вредности возрастах, а четвертые — проходят с ярко выраженной вредной составляющей.
  • Основные помещения для бытовых нужд — это гардеробы, умывальные и санузлы. В помещениях гардеробных могут быть оборудованы специальные комнаты для дежурного персонала. Необходимо предусмотреть места для глажения, сушки одежды и иных целей, это необходимо для нужд трудящихся на данном участке работы.
  • Души необходимо обустраивать в помещениях совместно с гардеробными. Если душевые специально для переодевания, то нужно произвести установку скамеек. Количество кабинок определяется на основании расчета числа работающих по максимальному показателю.
  • Расположение рабочих мест изначально планируется по проекту, в соответствии с установленными нормативами, здесь учитываются показатели требований охраны труда.

ПДК и ПДУ

Качество окружающей среды видоизменяется за счет негативно влияющих производственных факторов. Подвергается им и человек. В рабочей сфере имеются понятия предельно допустимых концентраций и уровней, которые, хоть и подвергают человеческий организм некоторой токсичности, ограничивают это влияние.

ПДК – предельно допустимая концентрация. Под ней понимается максимальная величина воздействия вредного вещества, которая за некоторое продолжительное время не действует губительно на здоровье человека или природу.

ПДУ – предельно допустимый уровень. Предполагает максимальный уровень вредоносного физического фактора (в виде радиации, вибрации), при котором на организм человека или природу не будет оказано разрушительного действия.

ПДД – предельно допустимая доза. Предельное значение вредных агентов, которые, попадая в организм человека, не несут опасности.

Так, ПДК опасных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать 0,1 мг/м3.

Во избежание ухудшения показателей здоровья, каждый работник должен получить соответствующую информацию о видовой принадлежности работы и особенностях воздействия ее вредных факторов на условия труда, уровне вредности, рисках развития неблагоприятных состояний, хронических заболеваний и их осложнений, медико-профилактической работе, проводимой на данном предприятии и т.д.

Работа с компьютером

Электронно-вычислительные машины для учебных занятий могут быть установлены только в кабинетах информатики. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, компьютер устанавливается на одно рабочее место. На каждого ученика полагается не менее 6 м2 при использовании мониторов старого типа (устроенных с электронно-лучевой трубкой) и 4,5 м2, если подключены современные жидкокристаллические экраны

При подготовке к функционированию кабинета информатики пристальное внимание уделяется оборудованию защитного заземления, в соответствии с требованиями пожарной безопасности

Расстановка рабочих мест предполагает обеспечение безвредного воздействия электромагнитных полей. Учащиеся должны сидеть за компьютерами таким образом, чтобы преподаватель имел возможность свободно подойти к каждому рабочему месту. В школьных кабинетах информатики используются только стационарные компьютеры. Эксплуатация ноутбуков, принадлежащих учащимся, недопустима.

Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером предполагают ограничение непрерывной продолжительности работы при условии фиксации взгляда непосредственно на экране монитора не более чем на 20-25 минут. Данный норматив разработан для учащихся старших классов.

Удобочитаемость текстов на экране монитора является не менее важным гигиеническим требованием к компьютеру, которое может быть выполнено за счет:

  • увеличения размера шрифта в сравнении с традиционными книжными изданиями;
  • регулировки яркостных показателей;
  • цветового сочетания фона экрана и символов.

При соблюдении санитарно-гигиенических норм при работе за персональным компьютером риск перенапряжения зрительной системы в течение урока отсутствует.

Санитарно-гигиенические характеристики условий труда

Для обеспечения сотрудника адекватными условиями труда следует регулярно проводить оценку следующих показателей:

  • температура в помещении;
  • уровень влажности или, наоборот, сухости воздуха, так как сухой воздух не менее вреден;
  • насколько место проветривается и продувается;
  • присутствуют ли в воздухе недопустимые пары или газы;
  • соответствие нормам СанПиН по освещённости;
  • степень воздействия шума;
  • наличие ультразвука или вибраций;
  • наличие или отсутствие излучения;
  • размер рабочего места;
  • режим труда и отдыха.

Указанные показатели определены на федеральном уровне, для регионов могут добавляться иные пункты.

Общие требования к помещению образовательного учреждения

Первое, на что следует обратить внимание – это вместимость. В городских школах она не должна превышать 1 000 учеников, в сельских – 500

При этом в каждом классе рекомендуемая наполняемость составляет 25 человек. Гигиенические требования к помещению предполагают зонирование на классы и кабинеты исходя из расчета не менее 2,5 м2 на одного ученика. Главными принципами структуры школьного здания являются:

  • обеспечение максимального разделения школьного контингента на возрастные группы;
  • разделение помещения на несколько блоков и разграничение учебных кабинетов и классов от общешкольных пространств (фойе, спортивный и актовый залы, столовая, административно-хозяйственный сектор);
  • близость учебных классов к санитарным узлам и рекреационным помещениям;
  • возможность изоляции отдельных групп в случае возникновения очага инфекционных заболеваний.

Система гигиенических требований нацелена на обеспечение организации регулярной уборки и дезинфекции помещений. Школьные стены должны быть гладкими. В качестве отделочных материалов допускается использование безопасных и водостойких покрытий. Гигиеническими требованиями СанПиН даются рекомендации по выбору цвета краски для стен. Например, для кабинетов, которые выходят на северо-восточную или северо-западную стороны, желательно использовать отделочные материалы теплых тонов (бежевый, бледно-розовый, бледно-желтый), а для южных аудиторий – краску холодных оттенков (бледно-голубой, бледно-зеленый). Стены спортзала рекомендуется окрашивать в светлые тона.

Гигиенические требования касаются и напольного покрытия в учебном заведении. Полы не должны быть скользкими, иметь щели и дефекты. В качестве поверхностного материала для пола разрешено использовать дощатый или паркетный настил, синтетический линолеум. Места для санитарно-гигиенических процедур обязательно выстилают керамической или мозаичной плиткой.

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕСКИХ ПУНКТОВ И АМБУЛАТОРИЯМ

Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) – это один из вариантов небольшого медицинского учреждения, который организуется в сельских местностях с небольшой численностью населения (от 300 до 800 жителей) в тех случаях, если в радиусе 4-5 км не имеется сельской участковой больницы или амбулатории.

Амбулатория представляет собой небольшое лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медпомощи приходящим больным и больным на дому. Отличия амбулатории от обычной поликлиники заключается в меньшем количеством врачей, а следовательно, и в меньших возможностях по оказанию специализированной медпомощи.

Как правило, функционирование ФАП обеспечивается небольшим штатным составом, который состоит из фельдшера, акушерки и санитарки. Количество обслуживающего персонала можете варьироваться в зависимости от приходящейся на ФАП нагрузки и численности обслуживаемого им населения.

Само за себя название говорит о том, что ФАП оказывает услуги в двух направлениях: фельдшерская помощь и акушерская помощь, в связи с чем данный вид медучреждения должен состоять из двух частей: фельдшерской и акушерской. В большинстве случаев, ФАП ведут только амбулаторный прием, но есть и ФАП, в которых размещаются родильные койки. В таких случаях ФАП приобретает статус стационарного учреждения.

В СанПиНе в разделе VI установлены нормы, регулирующие санитарные требования, предъявляемые к ФАП и амбулаториям, в том числе и к помещениям, в которых они расположены.

Так, согласно п.1.2. раздела VI СанПиНа 2.1.3.2630-10 все действующие ФАПы, амбулатории должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности, работ и услуг в порядке, установленном законодательством РФ.

Озвученное требование, пожалуй, является первостепенным с точки зрения возможного проведения санитарно-эпидемиологического контроля со стороны Роспотребнадзора, так как при проверке указанным надзорным органом в первую очередь устанавливается факт наличия или отсутствия необходимого санитарно-эпидемиологического заключения

Руководству любого МО, включая ФАП и амбулатории, важно помнить о том, что, если даже медучреждение ранее уже имело санитарно-эпидемиологическое заключение, но позже в здании (помещение) МО были произведены, например, реконструкция, перепланировка или перепрофилирование, а также при временном использовании зданий и помещений под ФАПы, амбулатории, необходимо получить новое заключение о соответствии здания и помещений санитарным правилам (п. 1.3

раздела VI СанПиНа 2.1.3.2630-10).

Требования п. 2.1. раздела VI СанПиНа 2.1.3.2630-10 обязуют располагать ФАПы и амбулатории на территории жилой застройки на расстоянии от общественных, промышленных, коммунальных, хозяйственных и других организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке населенных пунктов. При этом данный земельный участок должен быть сухим, чистым, вдали от источников загрязнения атмосферного воздуха. Не допускается размещать учреждения на загрязненных территориях. Территория ФАПов, амбулаторий должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена, иметь удобные подъездные пути и парковочную стоянку для санитарного транспорта.

Законом допускается размещение ФАПов и амбулаторий, в том числе, и в жилых и общественных зданиях, но при этом необходимо со стороны улицы оборудовать отдельный вход в эти учреждения. Допускается размещение ФАПов, амбулаторий в цокольных этажах зданий. В подвальных помещениях, имеющих естественное или искусственное освещение, допускается размещение санитарно-бытовых помещений.

Что касается площади и состава помещения (включая вспомогательные помещения), то их квадратурная и количественная характеристики зависят от численности обслуживаемого населения и определяются заданием на проектирование. В таблице 1 к разделу VI СанПиНа 2.1.3.2630-10 указан минимальный набор и площади помещений ФАП и амбулаторий. Для ФАПов и амбулаторий, обслуживающих население, проживающее на удаленных территориях, предусматривается помещение для временного пребывания больных до госпитализации. По заданию на проектирование набор и площади помещений могут быть расширены.

В отличие от иных МО, для ФАПов и амбулаторий допускается совмещение туалетов для больных и персонала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector